меню

Как мы фотографировали автомобили для каталога

Как мы искали самый дешёвый способ быстро сделать привлекательные фотографии авто для каталога. А также создавали техническое задание, регламенты и снимали автомобили для коллекционера в студии, в лайт-кубе, в гараже и на улице...
Мы команда фотографов недвижимости (интерьеров и архитектуры). Снимаем с 2007, однако лето 2023 года подарило на интересный вызов: нас попросили сфотографировать коллекцию автомобилей для каталога. Задачей было создать качественные изображения, пригодные для презентаций, выставочных карточек и личного архива коллекционера. Чёткого технического задания не было, так что мы знали, что заказчик не понимает какое качество ему нужно и нам придётся повозиться с созданием ТЗ, но за проект всё же взялись.

Наш опыт позволял нам сделать нормальные фотографии, но мы решили изучить вопрос глубже, так что закупились курсами по фотосъёмке автомобилей и первую неделю мы посвятили их изучению и созданию теоретической базы по работам. По итогу мы выделили три доступных варианта, подходящих под сроки и требования заказчика:

1. Базовое фото
Этот простой метод включал в себя съемку автомобилей на улице в хорошую погоду, где автомобиль был в центре внимания, а задний план был нейтральным или был бы размыт. Это самый простой в реализации вариант, а значит так отснять можно быстро и недорого. Но конечные фото авто будут отличаться по освещению и мы сильно зависим от погоды и движения солнца.

2. Улучшенное фото
Чтобы усилить привлекательность автомобиля мы предложили подсветить автомобиль вспышками, искусственно затемнить фон, чтобы создать необходимую осветительную схему. Так мы не будем сильно зависеть от погоды и сможем управлять светом в кадре.

3. Лучшее фото
Лучших результатов можно достичь на студийной фотосъёмке. Тут нет отражений окружения в машине, однородный фон и полный контроль над светом. Именно так проводят большинство рекламных съёмок. Но это самый дорогой вариант и специализированных фотостудий для съёмки авто единицы по России.

Оценив предложения заказчик запросил примеры для каждого из подходов. Мы подготовили иллюстрации, используя общедоступные изображения в интернете. И тут нас ждал первый вызов! Все примеры нужно было сделать именно на коллекции авто заказчика, хранящейся в подземном паркинге. После первой же съёмки варианты со съёмкой на улице отпали почти сразу, поэтому мы обратили внимание на вариант 2 (улучшенные фото).
Тестовая съемка в гараже оказалась одновременно вызовом и источником вдохновения. Ещё одна тестовая съёмка подтвердила что нужно снимать со своим освещением. В конечном итоге мы отдали предпочтение подходу с удалением фона и рисованием светом. Провели ещё одну тестовую съёмку, после которой заказчик понял чего хочет и мы согласовали предварительные требования к качеству.
Погружаясь в подготовку, заказчик выразил желание уменьшить отражения на автомобиле, чтобы приблизится к профессиональным рекламным фотографиям. Пересмотренное техническое задание теперь предполагало съемку каталога с минимальными отражениями и качественным освещением для десятков автомобилей в рамках жесткого срока, менее недели.

На этом этапе у нас было два варианта:
1) Построить большой световой куб в гараже.
2) Арендовать студию на неделю.

Заказчик выбрал вариант с лайтбоксом что привело нас к созданию проекта светового куба, подходящего для наших целей. Куб предстояло собрать дважды, для тестовой съёмки и для чистовой (если качество подойдёт). Сложности состояли в том, что в гараже нельзя ничего сверлить, там низкие потолки, ездят машины и нельзя оставлять оборудование на ночь. Во время закупки строительных материалов пришла идея - провести тестовую съемку на территории нашего офиса, не тратя время на работы в гараже. После согласования и некоторой изобретательности с электричеством во дворе, мы создали функциональный световой куб объемом больше 60 метров.
Первые тесты в лайтбоксе оказались очень посредственными, но мы сделали выводы, которые позволят поднять качество и заказчик одобрил работы. Начали планировать согласования и сборку студии в гараже заказчика. За пару дней до начала работ основной представитель заказчика сообщает, что уходит в отпуск, а ещё они решили снимать на студии и уже забронировали студию для съёмки автомобилей на 5 дней. Кстати начинать надо через день, потому что на студии сложно со свободным временем. Информация о студии и ее оборудовании была предоставлена минимально и нам повезло заранее выяснить что на студии нет никакого оборудования, то есть они предоставляют только электричество, стены, циклораму и управляемый потолок около 14 кв. метров. Спасибо популярному прокату оборудования, который оперативно одобрил нам аккаунты и позволил за день арендовать нужное количество источников света с единой цветовой температурой и всеми модификаторами. Хорошей новостью стала информация что эта студия имеет поворотный механизм на циклораме, который позволяет поворачивать авто не перепарковывая его. Это очень сильно экономило время.
По прибытии в студию в первый день нас встретили неожиданные сложности. Например съёмочная циклорама располагается на высоте примерно в колено от пола и туда нужно заезжать по пандусу, который представитель студии заботливо собрал из говна и палок. Так что первый же G-Класс чуть не оставил бампер на циклораме. Кроме того он был коротковат и очень низкие машины вроде Феррари или Ламборджини цепляли бамперами.
Но все эти сложности померкли, когда мы увидели результаты с первых тестовых кадров в просторной студии. Качество фото существенно отличалось в лучшую сторону по сравнению с лайтбоксом и это развязывает нам руки и даёт полный контроль над качеством света.
Несмотря на то, что половина первого дня ушла на переделку пандуса мы были уверены что сможем найти универсальную световую схему и поставим съёмки на поток. Но студия не прекращала нас удивлять. На этот раз выяснилось, что поворотный механизм циклорамы не работает!
Под конец дня мы поняли, что если мы хотим создавать фотографии похожие на фото производителей, то универсальной световой схемы не существует. Но мы нашли промежуточный вариант, который потребует минимальных правок по свету. У нас оставалось четыре дня аренды студии и 40 автомобилей, каждый из которых требовал четырех ракурсов и съемку интерьера. Это значило, что нам нужно укладывать примерно в 10 авто в день, то есть около часа на авто.

К середине второго дня мы значительно улучшили эффективность. На один автомобиль уходило 40 минут. Вызовом этого дня стало появление на белой циклораме следов от машин. Они отражались в автомобилях, так что технику съёмки пришлось снова модифицировать и добавить туда расстилание вокруг авто белого бифлекса (ткань для лайтбокса). Это сильно повлияло на тайминг и мы опять боялись, что не успеем в срок.
Мы использовали такой алгоритм работ:
авто завозят в буферную зону, протирают от пыли и капель, убирают лишнее из салона -> завозят на циклораму -> подносим софтбоксы к окнам -> снимаем салон -> уносим софтбоксы -> первый ракурс (зад) -> второй ракурс (сбоку) -> смена света -> третий ракурс (3/4) -> смена света -> четвёртый (зад).

В световой схеме добавляли свет для подсветки решётки и элементов бампера, а так же для создания отражения в боковых дверях при съёмки 3/4.
На третий день съёмок мы узнали, что один из съёмочных дней "вылетает" и у нас на всё 4 дня. Уже начали планировать ночные смены, но к концу дня нам удалось выйти на хороший ритм в 30 мин на авто и синхронизацию с доставкой автомобилей (на студию их привозили в закрытых эвакуаторах). На всякий случай смену растянули на 12+ часов, что помогло отснять почти все авто.

Благодаря системной работе мы отсняли почти все авто за три дня, так что в последний день съёмок мы успели отснять ещё и несколько мотоциклов из коллекции.
Следующий блок работ нас ждал в другом городе, где подходящих студий не было. Пришлось вернуться к варианту с созданием лайтбокса. Понижать качество до уровня тестов с лайтбоксом было нельзя, а сбор полноценной студии был бы слишком дорогим и долгим удовольствием. К счастью гараж был существенно больше нашего лайтбокса и мы уже знали как найти промежуточное решение, чтобы "дотягивать" фотографии из лайтбокса до состояния студийных. Для этого был разработан отдельный гайдлайн для ретушеров, который учитывал недостатки лайтбокса и подгонял конечную картинку под качество студийной. Это существенно усложнило работы по ретуши, но в итоге мы приблизили качество съёмки в лайтбоксе к качеству студийной съёмки. Только профессионал сможет отличить, какие фотографии были сделаны в профессиональной авто-студии, а какие - в лайтбоксе.
По свету:
В белой студии с циклорамой выходит настолько мягкий свет, что работать нужно с отражениями источников света или световых пятен. Основной рисунок берётся именно оттуда. Соответственно почти весь свет - отраженный от поверхностей. Иногда может потребоваться жёсткий свет сверху или сбоку почти под 90 градусов. Основная группа приборов работала на максимальной мощности (600 Дж), а значит световой рисунок мы создавали уменьшая яркость основных источников света и возможности добавить яркости у нас не было.
В основной световой схеме на настроили сихронизатор на 4 группы источников света:
(А) 2 контровых источника создают полосу за машиной, чтобы она выделяла изгибы капота, иногда крыши.
(B) 2 источника бьют полосой или пятном в нижнюю часть циклорамы, ближе к концу. Они дают легкий контур сбоку, но основная их задача - это рисунок на боковой части авто на ракурсе 3/4,
(C) 2 источника стоят перед авто, светят в потолок. Это основные источники, они освещают большую часть авто на переднем плане. Отражения от них чаще мешают, чем создают какой-то рисунок.
(D) 1 источник на журавле. Нужен редко, обычно чтобы подсветить резкие грани авто спереди и выделить середину авто когда снимаем сбоку.
Салон: 2 софтбокса через открытые окна.
На такие работы лучше брать постоянный свет. Для светлых авто очень полезны будут чёрные флаги. Но это зависит от конечной задачи.
Настройки камеры:
Фокусное расстояние выбрали в 70 мм. Так искажения перспективы минимальны, даже если авто сильно отличаются по размерам друг от друга. При это перспектива не слишком сжата и у авто читаются объёмы. На этом фокусном расстоянии нормально читаются как Мини Купер так и внедорожники Роллс-Ройс.
В студии мы снимали с импульсными светом, так что сильно закрыть диафрагму не могли из-за сильной потери яркости. Опытным путём выяснили что диафрагма 7-9 сохранит фокус на всех частях авто. На самом деле нам не хватило яркости этих приборов из-за того, что свет сильно терялся на больших расстояниях, но мы компенсировали пару ступеней при помощи ISO.
Камера была подключена к ноутбуку и снимали мы через него, чтобы можно было оценить все детали.
Статистика:
Отснято более 50 автомобилей за 7 рабочих дней. 4 из них на фотостудии, 3 в частном гараже.
На 7 дней съёмки пришлось 20+ дней ретуши и больше 30 дней на тесты и подготовку.
На одну машину мы тратили 30 - 40 минут.
Разработали 3 регламента (рабочий процесс, свет, ретушь).
В проекте было задействовано 12 человек в обеих сторон.
Надеемся что наш опыт и знания команды окажутся полезными для тех, кто соберётся отснять авто самостоятельно или заказать съёмку у фотографа.

В заключение добавим ещё несколько фото из закулисья в нашем блоге.
Если будут вопросы - обращайтесь, поделимся опытом.
Как вам съёмка?